Мытищи. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 19 февраля

пасмурно-4 °C

Онлайн трансляция

Бессознательное усвоение творчества: феномен популярности Владимира Высоцкого

27 янв. 2018 г., 17:19

Просмотры: 183


«У поэтов есть такой обычай - / В круг сойдясь, оплёвывать друг друга», - Дмитрий Кедрин хорошо знал окружавшеую его братию, когда в 1936-м создавал стихотворение «Кофейня». Владимира Высоцкого даже друзья-поэты поэтом не считали по единственной причине, имя которой зависть. Такой бешеной популярности ни у кого из них не было и не будет. И некоторые даже не понимали – с чего бы?

Ну ладно, падкое на новое племя младое – так ведь и фронтовики его первую пластинку, где «Их надо сбросить с перевала», а тем более вторую, где «Он вчера не вернулся из боя…» приняли на ура.

Наши мёртвые нас не оставят в беде.

Наши павшие, как часовые.

Отражается небо в лесу, как в воде,

И деревья стоят голубые…

Это ведь не от себя - про лютики-цветочки да в сто пятнадцатый раз про белую берёзку под окном, а «от имени и по поручению» павших.

Многие песенные циклы Высоцкого написанные не хныкающим бардовским слогом, а слогом певца во стане русских воинов – уникальны. Это касается не только военных произведений, но спортивных и сказочных. А видя сегодня по ящику нападки на Россию наших заокеанских «партнёров», вспоминаешь его «здание ужасное, издаля напоминавшее ООН».

Вообще же во времена Высоцкого про столь его широкий диапазон говорили «устоявшейся формулой»: автор – разбрасывается. Уличный говор – вообще был ни в чести. И даже стихи военно-патриотического, как тогда говорили, содержания могли быть непроходными в печати, как «милитаристские».

Первую книгу стихов Высоцкого «Нерв», вышедшую через год после смерти, собрал и пробил в печать Роберт Рождественский. С тех пор она неоднократно переиздавалась – в конечном счёте без цензурных искажений и редакторской правки. Выходили и выходят его двухтомники и четырёхтомники.

Поэт и Нобелевский лауреат Иосиф Бродский высоко ценил Владимира Высоцкого – именно как Поэта, хотя считал, что гитарное сопровождение к его стихам излишне, «потому что само по себе, как текст, это было совершенно замечательно... Я говорю именно о том, что он делал с языком, о его рифмах... Дело в том, что он пользовался совершенно феноменальными составными рифмами, а гитара помогала ему скрадывать тот невероятный труд, который он затрачивал именно на лингвистическую сторону своих песен. В принципе, они поражают людей не столько благодаря содержанию и музыке, а благодаря бессознательному усвоению этой языковой фактуры. И в этом смысле потеря Высоцкого - потеря для русского языка совершенно невосполнимая».

Сейчас эту цитату из американского фильма 1981 года гоняют по всем телеканалам. Но те, кто что-то смыслит в поэзии, понимали значение текстов Высоцкого всегда.

Я голой грудью рвут натянутый канат.

Я жив! Снимите чёрные повязки!

А мы их, Владимир Семёнович, и не надевали. Бессознательно.

Ильицкий Владимир Соломонович