Мытищи. Новости

Яндекс.Погода

суббота, 24 августа

малооблачно+23 °C

Онлайн трансляция

Далёкое – близкое Мытищ: искусство и труд рядом идут

10 февр. 2019 г., 12:55

Просмотры: 454


Эта модернизированная русская пословица (в оригинале – «счастье и труд») в советские времена стала девизом многочисленных самодеятельных творческих коллективов, которыми могло похвастаться практически любое предприятие или учреждение. Заводской театр в Мытищах выделялся среди них богатыми традициями, серьёзностью подхода к выбору репертуара и уровнем актёрского мастерства. Речь идёт о двадцатых и тридцатых годах прошлого века, двух мирных десятилетиях между двумя разрушительными войнами – Гражданской и Великой Отечественной.

из открытых источников

Пожар, разрушивший Народный дом в 1921 году, не уничтожил коллектив народного театра, а скорее наоборот – сплотил ряды артистов. Годы скитаний по приспособленным помещениям вписали яркие страницы в театральную летопись города: в начале 20х годов в Мытищах ставит спектакли молодой актёр и режиссер Владимир Семёнович Канцель. Он прославился как постановщик легендарного спектакля «Учитель танцев» в Центральном театре Советской армии в 1946 году. Но Канцель – отнюдь не из категории актёров одной роли и режиссёров одного спектакля, это интреснейший персонаж, один из тех, кого породила и воспитала революционная эпоха. Он учился у Станиславского, Немировича-Данченко и Вахтангова, играл у Мейерхольда, был одним из пионеров советского радиовещания, артистом театра и кино, режиссёром и педагогом.

Вот что писала о Владимире Канцеле столичная газета «Радио-программы» в июне 1937 года: « Свою разнообразную актёрскую работу Владимир Семёнович сочетает с общественной. Он участвует в шефских спектаклях в разных городах страны и оказывает шефскую помощь драмколлективу Мытищинского вагонного завода». Это доказывает, что сотрудничество Канцеля с нашим народным театром продолжалось как минимум полтора десятилетия- как до, так и после открытия в 1929 году Клуба металлистов, позже известного как ДК ММЗ.

Одной из первых постановок Канцеля в Мытищах стала «Смерть Тарелкина». Он сыграл роль доктора  Крестьяна Крестьяновича Унмеглихкейта в нашумевшей постановке Мейерхольда в ноябре 1922 года, а год спустя представил свою версию чёрной комедии Сухово-Кобылина на сцене мытищинского народного театра. Глядя на снимок, мы видим, что это ни в коем случае не реплика Мейерхольдовского «Тарелкина» с его конструктивистстким оформлением и парусиновыми костюмами от Варвары Степановой. Скорее наоборот – Канцель полемизирует с мэтром, ищет свой путь и собственную интонацию. Мытищинский театр стал для начинающего режиссёра и педагога экспериментальной площадкой. Он преподавал артистам-любителям актёрское мастерство, ритмику, пластику, искусство грима, ставил с ними Островского, Гоголя, Бориса Лавренева и Николая Погодина. Кстати, среди постановок Канцеля была и «Женитьба Бальзаминова», которую в новейшую эпоху поставил на сцене мытищинского театра «ФЭСТ» замечательный режиссёр Александр Каневский.

В 30-е годы режиссёром театрального коллектива становится Николай Дмитриевич Медведев. Деятельную помощь народному театру оказывает актёр и режиссёр МХАТа Иосиф Раевский  - ниточка, связавшая Мытищи с Художественным театром в момент его создания, не прерывается. Одной из самых заметных постановок заводского театра предвоенных лет были «Проделки Скапена» по пьесе Мольера. И вот вам ещё одна, весьма наглядная иллюстрация к слогану про искусство и труд. Главную роль в этом спектакле сыграл Александр Георгиевич Акимов, человек талантливый во всех отношениях. В 30-е годы юноша, пришедший на завод по направлению биржи труда, блистал на сцене, а несколько десятилетий спустя стал главным конструктором завода по автостроению, а потом и по вагоностроению. Под его руководством были разработаны метровагоны различных типов, а также образцы автомобильной техники – полуприцепы и самосвалы.

Продолжение следует

Горбачева Анна Геннадьевна

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц