Мытищи. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 20 февраля

пасмурно-8 °C

Онлайн трансляция

Достояние Подмосковья. Новый Иерусалим

30 июля 2016 г., 10:05

Просмотры: 384


Кто бы ни вошёл в главные ворота Ново-Иерусалимского монастыря – верующий или атеист, реакция на храм Воскресения Христова с окружающими его церквями, будет одинаковой: град небесный на земле.

Столь мощные храмы на Руси «ставились» не только как символы веры – они демонстрировали несокрушимость государства. По реке или посуху будет приближаться к городу гость (возможно, незваный), и первое, что он увидит – вздымающиеся к небесам каменные твердыни: храмы, башни, стены с бойницами. На стенах – пушки. Не замай! Станет он в восхищении либо страхе обозревать купола-шеломы – шапка свалится…

Сегодня в Воскресенском храме и на монастырской территории ещё продолжается реконструкция, так что при подъезде к нему нужно быть внимательным – с определённой точки (и больше пока ниоткуда) удастся увидеть заново отстроенную великолепную ротонду Гроба Господня, которая выше колокольни, восстановленной в 2014 году.  

В том же году был издан путеводитель по монастырю, посвящённый 20-летию возобновления его деятельности. Советую его приобрети (250 рублей), поскольку в нём имеется схема собора, много исторической и практической информации. Кроме того, уникальные снимки, которых самому не сделать. К примеру, фото 1936 года, сделанное во время варварского вскрытия гробницы патриарха Никона. Большевики, растерявшие по пути переустройства «всего мира» не только веру, но и элементарное уважение к мёртвым, выбросили останки патриарха, и где они теперь находятся, не известно.

«Первоначально топография, топонимика и церковные сооружения Нового Иерусалима воспроизводили основные святыни христианской Палестины и представляли собой местность, простиравшуюся на десять километров от юга к северу и на пять – от востока к западу», - говорится в путеводителе. Приведена в нём и схематическая реконструкция, относящаяся к концу 1670-х годов (всего 9 объектов), а также интересная гравюра XVIII века, по которой можно сделать вывод: ротонда Гроба Господня была в то время ниже колокольни и не такая шикарная, как сегодня.

10 декабря 1941 года, то есть в дни контрнаступления Красной Армии под Москвой, 75-летие которого мы будем скоро отмечать - сапёры из дивизии СС «Райх» взорвали храм, верхние ярусы надвратной церкви и башен монастырской ограды…

Но вот мы входим в монастырь через распахнутые ворота восстановленной надвратной церкви (Церковь Входа Господня в Иерусалим), то есть с южной стороны, минуя размещённые справа от ворот – «те самые» исторические пушки.

Из нескольких захоронений южного некрополя все, конечно, обращают внимание на великолепное надгробие Анны Цуриковой из чёрного лабродорита. Мозаичная икона на нём выполнено по эскизу Виктора Васнецова. Между некрополем и собором – выглядящая невысокой, а на самом деле подземная церковь равноапостольных Константина и Елены.

Справа-сверху видим великолепную отделку храмовых окошек, - они находятся на паперти Голгофской церкви. Непосредственно перед входом справа – вмурованные в стену белокаменные плиты с резным стихотворным «Летописцем» архимандрита Никанора. Размещены они на заложенном в конце XVII века западном входе на Голгофу. Автор сам назвал этот подобный книжному текст «сложной таблицей», но для нас он является произведением искусства.

Входим в храм через Красные врата. Путеводитель даёт чёткое представление, в каком из храмовых приделов вы в данный момент находитесь, и что из себя представляет то или иное помещение.  Поскольку вошли мы с юга – перед нами сквозной проход до Северных врат, пока закрытых.

Минуя Камень миропомазания, оказываемся в центре храма: справа – Главный алтарь, слева – проход в Ротонду сквозь Царскую арку. Наш храм, в отличие от иерусалимского «аналога» гораздо светлее, что благоприятствует фотографированию – со вспышкой здесь снимать нельзя.

На Царской арке, если смотреть на неё из Ротонды, две даты. Нижняя – со словом «начало» - 1656 год:  в этом году патриарх Никон купил вотчину Романа Боборыкина, чтобы приступить к реализации замысла о «Русской Палестине». Дата выше – 1759 год: вместо обрушившегося кирпичного шатра над Ротондой по проекту Бартоламео Растрелли был возведён великолепно расписанный 3-ярусный деревянный – тот, что сгорел в 1941-м. Прежний вид ему, сделанному из сибирской лиственницы, вернули три года назад.

В центре Ротонды – Часовня Гроба Господня.  По кругу Ротонды - расставлены фотографии, зафиксировавшие, каким был храм до восстановления. Не все его внутренние стены ещё расписаны по сохранившимся деталям. Кое-где оставлены неоштукатуренными фрагменты текстов.

За Горным местом, обходя его по кругу, приходим к лестнице, ведущей в подземную церковь равноапостольных Константина и Елены. Именно мать императора Константина Великого была инициатором раскопок в Иерусалиме и строительства храма, ставшего прототипом для подмосковного собора.

Здесь сохранился медный иконостас XVIII века, изготовленный на пожертвования Алексея и Кирилла Разумовских. В северной части церкви – могилы жены великого полководца Александра Суворова Варвары Ивановны и их сына Аркадия Александровича, талантливого 27-летнего генерала, погибшего в 2011 году при переправе через речку Рымну…

У не столь древнего по сравнению с «заморскими» Воскресенского собора, как мы видим, богатая история. Именно Воскресенский монастырь в Истре - по распоряжению правительства РФ - должен стать центром туристического кластера федерального уровня в Подмосковье.

Владимир ИЛЬИЦКИЙ

Фото автора

Ильицкий Владимир Соломонович