Мытищи. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 21 июня

ясно+13 °C

Онлайн трансляция

Достояние Подмосковья. Огнемётный танк в музейном строю

17 нояб. 2017 г., 14:58

Просмотры: 255


Из Мытищ в Военно-технический музей в Черноголовке проще всего доехать на своей машине – по Ярославскому шоссе или, если на нём пробки в сторону области, – через Шёлковское. Наш путь через «Щелчок» составил 1,5 часа, обратный по Ярославке – в пределах часа.

музей

«Государственный Военно-технический музей в Черноголовке - это не только выставочный комплекс, но и реставрационный, просветительский центр. Наши специалисты реставрируют, а когда необходимо, воссоздают любой по сложности вид транспортного средства: от простой телеги до лимузина ЗИЛ», - говорится на сайте музея.

Конечно, осмотр очень богатой экспозиции, к тому же «разнородной», только тогда становится осмысленным, когда у посетителя есть конкретная цель. Наша мужская команда такую цель имела. В музейной коллекции танков имеется уникальный огнемётный танк ОТ-34, он единственный удостоен большого персонального плаката и стенда, на котором рассказывается про последний бой этой боевой машины, а также о том, как танк был извлечён из болота под Псковом.

Этот танк входил в состав 516-го огнемётно-танкового полка, сформированного на территории Московской области в самом конце 1942 года в качестве батальона.  516-м огнемётно-танковым батальоном командовал отличившийся в боях 1941 года майор Иван Литвиненко. Закончив службу в армии полковником, Иван Прокофьевич поселился в Подольске, где и сейчас, по моим сведениям, живут его родные. На башнях танков батальона – в боях августа-сентября 1943 года на Южном фронте по разгрому таганрогской группировки немцев было начертано «Хабаровский комсомолец».

Все они в этих боях сгорели, так что в январе 1944 года на 2-й Прибалтийский фронт теперь уже 516-й полк отправился на новых танках. Тяжело раненного на Южном фронте Литвиненко сменил майор Степан Замелюк, опытный командир, воевавший с июля 1941 под Ленинградом и Сталинградом. Степан Никитич, командуя на последнем этапе войны тяжёлым самоходно-артиллерийским полком, героически погиб в ходе наступления на г. Бауцен…

Итак, 2-й Прибалтийской фронт. Музейный танк – «как раз оттуда», где с 9 января по 10 февраля 1944 г. 516-й полк вёл боевые действия в составе 10-й гвардейской армии северо-западнее Невеля. 1 февраля в 15.00 три танка 1-й роты 516-го ООТП поддерживали атаку пехоты в направлении Спастер, Коробово. Одним из них был ОТ-34 под номером 111. Экипаж: командир танка лейтенант Михаил Гордияш, механик-водитель старшина Пётр Чертов, химик, младший сержант Василий Сергеев и башенный стрелок младший сержант Николай Ковалёв. Почему четверо, не понятно: экипаж ОТ-34 состоял из трёх человек.

Немцы открыли по нашим танкам сильный артиллерийский огонь, и 111-й был подбит прямым попаданием снаряда. Потерявший управление танк, проломив лёд, ушёл на дно болота. Из числа экипажа остались в живых трое. Также был подбит второй танк, и только третий, продолжая стрелять по немцам, сумел отойти в укрытие.

По свидетельству местных жителей, через несколько дней всплыло тело погибшего танкиста. Музей располагает информацией о двух членах экипажа, оставшихся в живых до конца войны. Это воевавший в 516-м батальоне на Южном фронте Пётр Чертов. В бою на Псковщине он был ранен в голову и, по всей вероятности, комиссован. После войны, сообщает музей, Петру Ивановичу успешно сделали операцию по удалению осколка.

В последующих боях, как мне удалось выяснить, был ранен и Гордияш. Подлечившись, он вернулся на 2-й Прибалтийский фронт, но уже в 239-й отдельный танковый полк – командиром взвода Т-34. Победу Михаил Павлович встретил под Кенигсбергом.

Танк ОТ-34 № 111, на котором воевал героический экипаж, является сегодня единственным сохранившимся танком 516-го полка.  Из болота у деревни Батово, сообщает музей, его, лежащего вверх гусеницами, поисковики извлекли 2 октября 2006 года. В танке хорошо сохранились письма и некоторые документы, боеприпасы и огнесмесь для огнемёта.

10 ноября 2006 года в «Красной Звезде» вышла статья Александра Бондаренко «Возвращение тридцатьчетвёрки». Привожу её основную часть.

«Чтобы вытащить танк на твёрдую землю, пришлось преодолеть сто семьдесят метров болотистой почвы…

- То, что в этом болоте находится танк, мы узнали уже лет восемь тому назад, - говорит Алексей Козырев, командир поискового отряда из города Новосокольники Псковской области. – Об этом танке, о героической его судьбе нам сначала рассказали местные жители, потом мы сами нашли архивную информацию. Но, как всегда, денег на подъём боевой машины не было – вот и ждали, пока не дождались, что за дело взялась фирма «Стяг», которая всё и обеспечила. Однако без местных поисковиков, как понимаете, дело не обошлось…

На земле вокруг танка жирно чернеют, не впитываясь в мокрую землю, густые лужи «огнесмеси», которая не только великолепно горит - поисковики, разумеется, это испытали, - но и пахнет так, что от запаха очень быстро начинает болеть голова... Оказалось, в танке сохранились и снаряды. Причем один из них находился прямо в стволе 76-мм танковой пушки, так что на медном его пояске даже отпечатались полоски нарезки…

На первый взгляд танк кажется вполне исправным. Однако с левой стороны машины, в верхней части её корпуса, аккурат позади башни, зияет небольшое отверстие. Это пробила броню «болванка» – как видно, немецкое орудие стреляло с находящейся поблизости высоты. В результате попадания башня тридцатьчетверки не только оказалась заклинена, но и треснула: трещина чуть ли не в сантиметр полосой прошла по всему верху башни…»

На сайте музея представлен фоторепортаж извлечения танка из болота – «В пробоинах, в листах железа рваных». Восстановленный танк на ходу – ветеран, готовый к бою. Его люки открыты, и новый экипаж, как только прозвучит команда «По машинам!», вновь займёт штатные места.

Ильицкий Владимир Соломонович