Мытищи. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 20 февраля

пасмурно-9 °C

Онлайн трансляция

Ирина ПЕЧЕРНИКОВА. Вернуться в Мытищи

11 мая 2016 г., 6:33

Просмотры: 153


Слова, которые заслуженная артистка России Ирина Печерникова написала в книге почётных гостей редакции, оказались не только добрыми, но и очень лестными для мытищинцев. Город хорошеет и зеленеет – бальзам на душу нашим активистам, радеющим за каждый куст!

Мнению Ирины Викторовны можно доверять, потому что в Мытищи ей посещать уже доводилось – вместе с замечательным артистом Алексеем Локтевым, с которым она была дружна и который жил в нашем городе. Было это много лет назад, так что есть, с чем сравнивать.

Новое свидание с похорошевшими и позеленевшими Мытищами состоялось, когда Печерникова приняла приглашение нашего информагентства приехать в гости на чай. И, конечно, на интервью.

Для встречи было как минимум два информационных повода. Первый: в сентябре прошлого года Ирина Викторовна отметила юбилей и второй – Год российского кино! Если говорить о 60-х и 70-х годах, которые эксперты считают временем расцвета советского киноискусства, то без нашей сегодняшней гостьи эту эпоху просто нельзя себе представить.

Её имя стояло в титрах фильмах, ставших классикой, рядом с именами Смоктуновского, Тихонова, Высоцкого и Даля. Гениальные российские артисты признавали в ней не просто достойную, но любимую партнёршу, стремились продолжить совместную работу в новых проектах.

- Ирина Викторовна, представьте себе невероятную ситуацию: кто-то вдруг забыл вашу фамилию. Понятно, что первое, что скажут: Печерникова – это же учительница из «Доживём до понедельника»! Как думаете, что будет на второй и третьей строке рейтинга узнаваемости?

- Возможно, Мария Васильевна Татаринова из «Двух капитанов»? Мне кажется, это неплохой фильм, запоминающийся, у меня были замечательные партнёры, и мне самой тоже что-то важное удалось. И, наверное, в первой тройке «Первая любовь» с Иннокентием Смоктуновским: моя вторая по счёту работа в кино. Вот так мне повезло, в своём самом первом фильме я снималась с великим тенором Атлантовым (это был фильм-опера «Каменный гость»), а во втором – со Смоктуновским.

- Я бы включила в этот список княжну Мэри из телеспектакля, где Печориным был Олег Даль. Как вам работалось с таким неординарным Печориным?

- Мне было трудно, и не потому, что он сложный человек – партнёр он замечательный, просто это был мой самый любимый артист. Да, наверное, и сейчас самый любимый. К тому времени, как начались съёмки телеспектакля по «герою нашего времени» мы с Далем уже успели вместе поработать в многосерийном фильме «Вариант Омега». И честно – туда я пошла сниматься именно из-за Даля. Было нейтральное вежливое общение, не более.

А на «Печорине» он очень нервничал – представьте, такая мелочь, как неудобная, не по размеру фуражка, может выбить такого потрясающего артиста из колеи! Но в итоге сыграл он великолепно, а подружились мы уже в третьем фильме, многосерийном. Оба быстро поняли, что «вляпались», что материал не соответствует уровню актёрского состава.

Товарищи по несчастью крепко подружились, и дружба эта продолжалась до самого ухода Даля. Планы совместные были: Олег Иванович очень любил Лермонтова, потрясающе читал его стихи и хотел сделать «Маскарад», чтобы он был Арбениным, а я – Ниной. Жаль, что не успел…

- Первым вашим партнёром в кино стал один из лучших теноров 20 века Владимир Атлантов. Он, понятно, озвучивал себя сам, а вот интересно, когда тебя потом озвучивает оперная певица, на съёмочной площадке приходится петь самому?

- О, это целая история. Меня в «Каменном госте» Мусоргского, опере по пушкинским «маленьким трагедиям, озвучивала выдающаяся певица Тамара Милашкина.

Сознаюсь честно: весь первый съёмочный день (первый в моей жизни!) пришлось потом переснимать, потому что я решила, что в присутствии Атлантова - дон Гуана, буду только открывать рот. Что получилось на плёнке – понятно. Имитировать усилия, которые прикладывает профессиональный певец, невозможно. Поэтому пришлось справиться со смущением и …да, петь! Хотя бельканто не относится к числу моих талантов.

- При этом у вас очень узнаваемый голос, я помню, как школьницами мы пытались подражать интонациям Натальи Сергеевны из «Доживём до понедельника». Мультфильмы озвучивать приходилось?

- Нет! Не зовут почему-то. Хотя это очень интересная работа, которой занимались многие великие российские актёры. Как-то мне сказали, что, мол, мой голос уж слишком узнаваем. Не думала, что это недостаток.

- Нам тоже этого не понять. Например, голос Владимира Высоцкого нельзя было спутать ни с кем, и это не мешало ему играть разноплановые роли, и в кино, и в театре. Каким он был театральным артистом?

- Его было…очень много. Он заполнял собой любое пространство – комнату, сцену. Я пересмотрела по нескольку раз все спектакли с его участием – «Галилея», «Гамлета», «Хлопушу»… Он сажал меня близко к сцене, и я вся неукротимая энергия обрушивалась на меня, как девятый вал.

Интересная деталь: в самом начале нашей дружбы Владимир Семёнович счёл необходимым официально познакомиться с моими родителями. «Можно я заберу ваше чадо?» Дело в том, что я оказалась единственным человеком из советской актёрской среды, кто в начале 70-х НИКОГДА не слышал ни одной песни Высоцкого.

Я тогда вышла замуж и жила то в Польше, то в Швеции, и тут – иду по Мосфильму в инопланетно модном джинсовом костюме, а навстречу мне идёт Володя в точно таком же шикарном дефицитном облачении. Просто брат-близнец. Мы были и раньше знакомы, но подружились именно тогда, после трёхчасового концерта, где я была единственным слушателем.

Это было неописуемое ощущение – как дверь в другой мир.  А потом были бесконечные посиделки, когда он писал «Алису в стране чудес», когда мы с Севой Абдуловым должны были в любое время дня и ночи вскакивать и слушать только что рождённые строчки. Хорошее было время. И как будто всё это было вчера!

- А сейчас какое время – хорошее или не очень? Нет ощущения, что раньше вода была мокрее?

- Всё сильно ускорилось. Информация стала доступнее, чтобы её добывать, не приходится прикладывать больших усилий, как раньше. Остались в прошлом ситуации, когда давали почитать дефицитную книгу на одну ночь или самиздат, когда люди вручную перепечатывали целые тома неугодных цензуре текстов. Всё происходит очень быстро, при таком высоком темпе жизни просто не хватает энергии, чтобы погрузиться глубоко в ту или иную тему. Человек скользит по поверхности.

Хорошо это или плохо? Нельзя сказать, что вода была мокрее, но она за эти десятилетия перешла, скажем…в другое агрегатное состояние. И при этом – безумно интересно жить. Смотреть за тем, как стремительно меняется мир, ждать, что завтра опять произойдёт что-то интересное и неожиданное!

Мы тоже приготовили для нашей гостьи сюрприз – конечно, приятный. На память о Мытищах Ирина Печерникова увезла с собой жостовский поднос, авторскую работу заслуженного художника России Марины Домниковой. «Мои любимые цвета!» - воскликнула Ирина Викторовна. И добавила, что в город, где создают такие красивые вещи, хочется вернуться снова. Ждём и будем рады новой встрече!

Анна ГОРБАЧЁВА

Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА