Карта стоек

Мытищи. Новости

Яндекс.Погода

воскресенье, 20 октября

ясно+14 °C

Онлайн трансляция

Медиаклуб информагентства. Марина Домникова: палитра родного края в «Новом Жостово»

14 сент. 2019 г., 18:30

Просмотры: 2665


В Мытищинской картинной галерее открылась большая персональная выставка заслуженного художника России Марины Домниковой «Новое Жостово», приуроченная к её юбилею. Сегодня Марина Ефимовна – гость медиаклуба Мытищинского информагентства.

из личного архива Марины Домниковой

Очевидно, стать художником Марине Домниковой было на роду написано. В школьные годы ничто этого не предвещало, к урокам рисования девочка относилась без энтузиазма и с изобразительным искусством свои планы на будущее не связывала. Мечтала она совсем о другом. Если бы не крутой поворот судьбы, мы нынче поздравляли бы с юбилеем не заслуженного художника, а… заслуженного учителя России Марину Домникову. Крест на мечтах о педагогической карьере поставил коммунизм. Точнее, отсутствие его признаков в реальной жизни эпохи развитого социализма. Это был очевидный факт, о котором тогда принято было молчать.Так все и делали – все, кроме нашей героини…


- Марина Ефимовна, вас действительно привела в профессию, ставшую призванием, двойка по поведению в выпускном классе?

- Ну, двойку мне всё-таки исправили на «удовлетворительно», но в педагогический с таким пятном на репутации я поступать не рискнула. Двойку мне влепили по политическим соображениям. На уроке обществоведения учительница велела перечислить мне признаки коммунизма, имеющиеся в нашем обществе. Признаки, которые должны быть, я перечислила, но при этом добавила, что у нас их нет и быть не может. Что тут началось… Масла в огонь добавила фраза из моего сочинения: «Хочу быть учителем, но не таким, как вы». Её восприняли как личное оскорбление, хотя не ставила цели кого-то задеть. У меня просто были свои представления о том, каким должен быть учитель. И потом я таких учителей в жизни встречала – когда постигала азы изобразительного искусства под руководством настоящих мастеров своего дела и педагогов от Бога.

- Как же всё-таки вас занесло именно на факультет Жостовской декоративной росписи?

- Пути Господни неисповедимы, а в знаменитое Федоскинское училище меня привели сугубо практические соображения. Мамина знакомая, у которой дочь тогда училась в Абрамцеве, посоветовала: мол, зачем Марине год терять, пусть в Федоскино поступает, «они там коробки какие-то расписывают». И от дома недалеко. Когда пошла подавать документы, меня спросили, на какой факультет я хочу поступать, и вопрос меня очень удивил – я ничего не знала ни про Федоскино, ни про Жостово. Сейчас кажется невероятным, как подросток, родившийся и выросший в Мытищах, может быть настолько неосведомлённым, а тогда истории малой родины практически не уделялось внимания. Вот история коммунистической партии – да, это важно! В общем, я выбрала факультет, который располагался ближе к городу – Жостовская декоративная роспись. В моём представлении Жостово ассоциировалось исключительно с продававшимися в сувенирных отделах чёрными подносами, где были изображены яркие листья салата и похоронные цветочки.  На вступительные экзамены я явилась с жёсткой щетинной кисточкой для клея и коробкой сухой школьной акварели из ближайших канцтоваров. Поглядела на ребят за соседними мольбертами, намочила по их примеру лист бумаги и начала тыкать в него канцелярской кисточкой. Катастрофа…

- И что же вас спасло, ведь такими материалами написать натюрморт в принципе невозможно?

- Не что, а кто. Мой будущий педагог, потрясающий человек и великий художник Павел Иванович Плахов. Посмотрев на мои мучения, он принёс мне беличью кисточку и нормальную акварель. Сказал «После экзамена отдашь». Он вообще был не слишком многословен  - больше показывал, и это было чудо, смотреть на его большие натруженные руки, руки человека, прошедшего войну и блокаду, и видеть, как под его кистью рождаются нежнейшие цветы. А тогда, на экзамене, я впервые в жизни пережила ни с чем не сравнимое чувство единения с материалом – акварель течёт и смешивается прямо на листе, изображение возникает вроде бы, по твоей воле, но каким-то волшебным образом. Павел Иванович пришёл, посмотрел: «Никогда не рисовала, говоришь? Ну, ладно…»

- Когда вы осознали, что профессия художника – ваше истинное призвание?

- Не сразу. Я же сначала пришла в училище просто, чтобы не терять год, причём пришла в студенческий коллектив, где большая часть ребят принадлежала к жостовским династиям. Они точно знали, зачем сюда пришли и что собираются делать в жизни. Таких, как я, называли «дальнина». При том, что занятия рисунком, живописью и композицией для меня с самого начала были праздником – во многом благодаря замечательному преподавателю, Борису Петровичу Городилину, собственно жостовскую роспись я не воспринимала. Переломный момент наступил, когда Павел Иванович повёз нас на ВДНХ и там я увидела лучшие образцы жостовской росписи – работы лауреатов Репинской премии. Это было настоящее откровение.

- То есть, между сувенирной продукцией жостовского промысла и музейными образцами существуют такие большие «ножницы»?

- Парадокс в том, что лучшие работы жостовских мастеров созданы…в нерабочее время. При норме 40 подносов в день вряд ли можно ожидать, что вся эта массовая продукция будут отвечать требованиям, предъявляемым к произведениям искусства. Художественный промысел – это вообще очень сложное, многоплановое и постоянно развивающееся явление. Вот вы, например, знаете, что не существует учебников по жостовской росписи? На мой взгляд, его и быть не может. Когда мы говорим об уникальном явлении в искусстве под названием «Жостово», я предпочитаю употреблять термин «художественная традиция». Для меня Жостово – это, прежде всего, люди. Яркие, талантливые, владеющие тайнами этого письма: вот их и надо сохранять и охранять, если уж мы говорим о сохранении художественного промысла. Уже около 30 лет нет Жостовского отделения в художественном училище – и это больно, это плохо…

- Ваша юбилейная выставка называется «Новое Жостово», что вы вкладываете в это название?

- Название многозначное, но, наверное, главное – это то, что сохранность художественной традиции невозможна без постоянного обновления. Без поиска нового качества, которое делает это искусство современным и живым, позволяет удерживать на высоком уровне ту же сувенирную продукцию. Для меня первичен вопрос – что я хочу сказать той или иной работой, а не то, насколько это будет красиво и мастеровито. Хотя и это тоже важно, небрежности и технической беспомощности наш жанр не терпит. Глубоко уважаю хранителей канонической традиции, тех, кто талантливо работает в классической Жостовской манере. В искусстве у каждого свой путь. Выставка в Мытищинской картинной галерее для меня – это возможность пообщаться с моими любимыми зрителями, показать недавние работы и лучшее из того, что сделано за 40 лет творческой деятельности. Это не подведение итогов, потому что впереди – новые работы, новые выставочные проекты и …новое Жостово!

 

Горбачева Анна Геннадьевна