Карта стоек

Мытищи. Новости

Яндекс.Погода

суббота, 23 ноября

ясно-8 °C

Онлайн трансляция

Медиаклуб информагентства. Вячеслав Летков: «Учусь у живой природы Подмосковья»

07 сент. 2019 г., 16:25

Просмотры: 4021


В сентябре этого года Жостовская фабрика декоративной росписи организует выставку произведений Заслуженного художника РСФСР (1989), Лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1977) Вячеслава Леткова, сообщает корреспондент Мытищинского информагентства.

Федоскинская фабрика

«Одну большую стену нашего музея мы отведём под экспозицию работ Вячеслава Ивановича», - рассказал «Родникам» главный художник фабрики Михаил Лебедев. – В апреле знаменитому мастеру исполнилось 80 лет, выставка станет нашим ему подарком».

По словам Лебедева, Летков до сих пор активно сотрудничает с фабрикой. Получив заготовку, расписывает поднос по своему желанию и предоставляет Худсовету предприятия для оценки.

В иллюстрированной художественной энциклопедии «1300 биографий. Художники Московской области» - она вышла в 2002 году -  перечислены далеко не все награды Валентина Ивановича. Кроме Лауреатской медали, указана медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970). Но в 1984 году Летков был награждён Орденом Дружбы народов, что в то время для деятелей культуры означало высокое государственное признание.

Родился будущий художник декоративно-прикладного искусства 9 апреля 1939 года в подмосковной деревне Тимошкино Дмитровского района. Родители заметили: Вячеслав рисует постоянно и достаточно «похоже», как и ещё один из двух его братьев. Но вообще-то, рассказывает Михаил Лебедев, Летков мечтал о профессии геолога.

В Федоскинскую школу миниатюрой живописи мать его привела не только из-за умения рисовать: школяры здесь содержались на полном обеспечении. Каждый год набирали ребят на разные специальности, Вячеслав попал на отделение жостовской росписи. Поступавший позднее брат, фамилия которого была записана как Ледков, оказался на отделении ростовской финифти и после учёбы уехал в Ростов.

Творческая атмосфера, интересное общение – вот, что в учёбе было самым ценным, признавался Вячеслав Иванович Лебедеву. Тонкостями художественного письма и особой его «миниатюаризации» он овладел под руководством мастера производственного обучения Василия Ильича Дюжева. Работая в промысле с 1929 года, Дюжев, отвоевав на фронтах Великой Отечественной, вернулся преподавать в школу в 1950 году. Возможно у него, а не только от своей «летящей» фамилии и любви к природе, Летков перенял склонность к «декоративно-полыхающим птичкам» на своих подносах.

Через 6 лет Летков начал работать на фабрике – причём, рядом с таким знаменитым мастером, как фронтовик-артиллерист Павел Плахов, от которого молодой художник многое усвоил по части композиции и техники рисунка.

Художественное и оформительское умение пригодилось Леткову и в армии, где такие бойцы всегда были на вес золота. На его личном деле красным карандашом было начертано «Художник!» Ему даже разрешили подать документы в Строгановку, но не имевший портфолио абитуриент-армеец не особо отличился на экзаменах. В 1964 году Летков вернулся на фабрику и продолжил набираться опыта, в построении орнамента – у Матвея Митрофанова, в колористике и композиции – у возглавлявшего предприятие Андрея Гогина.

Вячеслав Иванович не только расписывал подносы, но широко использовал свой оформительский дар – занимался организацией фабричных, региональных и всесоюзных выставок, обустройством экспозиций, в том числе с участием его произведений.

Подносы Леткова, ставшего членом Союза художников СССР, отличает неповторимая композиция. Есть у него такой, например, поднос прямоугольной формы, на котором в жанре русского лубка изображена скачущая через зимний заснеженный лес лихая тройка. Кони – вороной, гнедой и светло-серой масти, лихой ямщик и любовная парочка, причём парень на ходу играет на гармошке. Из-под конских копыт едва успевают выскочить перепёлки – тут их целый выводок. Летков, как уже упоминалось, мастер изображать птиц, конечно же, зачастую более ярких, чем мы наблюдаем в живой природе.

Ряд подносов вообще названы птичьими именами. Например, «Сова», где главная героиня сюжета спряталась внутри традиционного жостовского букета и подглядывает за зрителем. На подносе, названном «Кардинал», изображена чета красных кардиналов. Птичка – заокеанская, из Америки, где художник участвовал в выставках в США и Канаде.

В энциклопедии художников наиболее значимые выставки с его участием перечислены подробно: Всесоюзная и Региональная художественные выставки «Народные художественные промыслы» (1979), зарубежные выставки в Бельгии (1958), Японии (1970), Австрии (1976), Великобритании (1979), Франции (1980), а также российские «50 лет МООСХ» (1996), 8-я| выставка произведений художников центральных областей России» (1997), «Имени Твоему» (2000).

Работы мытищинца Вячеслава Леткова хранятся в Государственном историческом музее, в московском Музее декоративно-прикладного искусства и аналогичном музее США, в Сергиево-Посадском и Русском музее Санкт-Петербурга. Ну и конечно, в Московском областном музее народных художественных промыслов – в том самом Федоскино, где будущий мастер обучался основам своего фантастического видения мира.

При этом Михаилу Лебедеву любивший бродить по лесам и долам Летков говорил, что его главный учитель -  живая подмосковная природа.

При содействии начальника отдела развития туризма и народных промыслов мытищинской администрации Марины Любушкиной.

 

Ильицкий Владимир Соломонович

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц