Яндекс.Погода

понедельник, 25 мая

ясно+8 °C

Мытищинский модерн: судьба свидетеля эпохи

05 апр. 2020 г., 10:34

Просмотры: 212


Сегодня мы расскажем о здании, которое составляет предмет особой гордости, – это вокзал на станции со стороны Старых Мытищ. Он был построен знаменитым московским архитектором Львом Кекушевым.

Льва Николаевича Кекушева современники называли «архитектором-энциклопедистом». Возможно, потому, что он с лёгкостью «цитировал» в своих постройках самые разные архитектурные стили, достигая при этом впечатления цельности и гармоничности. До сих пор в Москве и ее окрестностях сохраняется более 50 произведений Кекушева – особняки, доходные дома, больницы, богадельни, дачи. Особое место в творчестве архитектора занимают железнодорожные сооружения, ярким образцом которых является прекрасно сохранившийся вокзал на станции Мытищи.

Станция была открыта для публики 18 августа 1862 года, вместе с началом железнодорожного сообщения между Москвой и Сергиевым Посадом. По воспоминаниям очевидцев, первыми пассажирами специального поезда были митрополит Московский Филарет, именитые акционеры и члены правления общества – И.Ф. Мамонтов, Ф.В. Чижов и Н.Г. Рюмин. Весь путь был преодолён за полтора часа – собственно, столько он со всеми остановками занимает и сегодня.

В некоторых источниках говорится о том, что здание вокзала в Мытищах по проекту Кекушева было построено в связи со строительством вагоностроительного завода, в других – что оно строилось к коронации 1896 года. Скорее всего, верно и то, и другое. Прибывшая в древнюю столицу императорская чета, конечно, не могла миновать посещения Троице-Сергиевой лавры – это входило в протокол коронации. Новое каменное здание, появившееся на самой крупной станции на пути в лавру, ненавязчиво подчеркивало заботу о железной дороге её тогдашнего строителя и тонкого политика Саввы Ивановича Мамонтова.

Простое и гармоничное по пропорциям здание напоминало московские особняки с их характерными портиками и мезонинами. Входы в здание располагались по его боковым сторонам, где были устроены залы ожидания для публики I и II класса, а также для III класса – с багажным отсеком. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, постройка выглядела монументальной, для декора автор использовал элементы классического ордера в своеобразной трактовке. Кроме основного станционного здания, в ансамбль входило небольшое одноэтажное хозяйственное строение, также возведенное по проекту Кекушева. Оно имело аналогичное двускатное покрытие и объёмно вторило главному сооружению.

Более 100 лет спустя, в первом десятилетии XXI века, над железнодорожными путями на станции Мытищи был устроен конкорс – широкий пешеходный переход с торговыми залами. И хотя кекушевский вокзал имел статус памятника архитектуры, стеклобетонное сооружение частично перекрыло обзор здания. Знаменитый мезонин со стороны железнодорожной платформы превратился в деталь интерьера. С фасадов исчезли оригинальные элементы декора. Частично сохранились элементы авторской отделки – разработка дверных и оконных проёмов – лишь в бывшем зале ожидания.

Жизнь не стоит на месте, грядёт новый этап реконструкции привокзальной площади. Будем надеяться, что к нему привлекут и специалистов в области истории архитектуры. Понятно, что фасад кекушевского шедевра со стороны железной дороги нам больше не увидеть, но можно хотя бы бережно восстановить утраченные элементы декора.

Горбачева Анна Геннадьевна

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц