Яндекс.Погода

пятница, 30 октября

пасмурно+5 °C

Пространство для просветителя

09 окт. 2020 г., 15:48

Просмотры: 798


«Пространство для просветителя» – так мог бы называться выставочный проект Мытищинского историко-художественного музея, посвящённый творчеству Ольги Ионайтис. Он не обозначен ни в каких планах и отчётах, но по факту многолетнее сотрудничество музея с выдающимся художником-иллюстратором, человеком, которым по праву гордится родной город, вполне тянет на такой формат. Каждые пять лет, к юбилейным датам, музей предоставляет Ольге Ионайтис выставочное пространство для того, чтобы показать мытищинцам и гостям города лучшее, что сделано за пятилетку.

Выставка «Вся соль в акварели» тоже юбилейная: у женщин не принято спрашивать о календарном возрасте, тем более что жизненный путь художника-иллюстратора правильнее будет измерять не в годах, а в книгах. 150 проиллюстрированных книг – таков творческий возраст нашей героини, которая сейчас находится на пике формы и планирует новые проекты. Вот о них-то мы у мастера и спросим!

Иллюстрация – от латинского illustratio – «освещение, наглядное изображение» и средневекового английского – «просветление, духовное или интеллектуальное».

– Ольга Ромуальдовна, название вашей юбилейной выставки «Вся соль в акварели» содержит в себе каламбур, я не ошибаюсь?

– Пожалуй. Что касается переносного смысла, акварель – моя любимая техника. Весьма капризная, надо сказать, требующая максимальной сосредоточенности и терпения. Думаю, работа с акварелью в определённом смысле формирует характер: когда я начинаю работать с влажным и стремительно высыхающим листом бумаги, мой мобильный телефон отключён, а домашние знают, что в ближайшие дни я, образно говоря, буду пребывать в параллельной реальности. А самая обычная, вполне материальная столовая соль используется в акварели для создания некоторых художественных эффектов. Когда начиналась работа над иллюстрациями к «Оливеру Твисту», надо было найти технический приём для погружения в атмосферу Англии XIX века, передать свет и воздух времени. Эффекта состаренного шёлка, напоминающего батик, мне помогла достичь именно соль!

– Успешным и востребованным артистам, сыгравшим множество ролей, часто задают вопрос о роли мечты. О какой «роли» мечтает художник-иллюстратор, за плечами у которого полторы сотни разноплановых книг?

– Есть такая «роль»! Меня ждёт очень интересная работа над сказочной повестью шотландского писателя Кеннета Грэма «Ветер в ивах». Эта очаровательная сказка написана в начале прошлого века, она повествует о приключениях четырёх персонажей – животных. Я очень люблю создавать образы очеловеченных животных, тем более, когда в основе такой прекрасный текст.

– Наверное, часто посещаете зоопарк, ведь работу художника-анималиста трудно представить себе без набросков с натуры?

– С Московским зоопарком я очень дружу. Там есть прекрасный выставочный зал, в прошлом году участвовала в выставке. Так что возможность понаблюдать за повадками моих будущих героев у меня имеется. У Кеннета Грэма фигурируют Крот, Барсук, Выдра, а также второстепенные персонажи – хорьки и горностаи. Очень добрая сказка. Интересно, что она была написана раньше «Винни-Пуха», а автор бессмертной истории про плюшевого мишку Алан Милн даже поставил по «Ветру в ивах» спектакль.

– Следующая ваша юбилейная выставка придётся на 2025 год, когда Мытищи будут праздновать столетие. Как бы вы отнеслись к идее создать к юбилею иллюстрированную историю родного города для детей?

– Очень положительно бы отнеслась, только сослагательное наклонение тут будет лишним. Мы с директором музея Марией Альбертовной Клычниковой уже начали работать в этом направлении, подобрали темы и очень надеемся, что этот проект когда-нибудь случится. Как раз этой теме посвящена моя работа, которую по традиции подарила музею в день открытия выставки

Одновременно работать над текстом и графикой – это чрезвычайно интересный процесс. В своё время я сделала диплом в Московском полиграфическом институте, проиллюстрировав собственные стихи. В результате появилась «Книжка про котов», которая понравилась главному художнику издательства «Радуга» Борису Александровичу Алимову, книжка была издана. Можно сказать, что в профессиональном плане авторский проект стал для меня счастливым билетом.

– Вам довелось учиться в прославленном вузе, у суперпрофессионалов, художников с мировыми именами. Вы не находите, что сегодня представления о ценности профессионального художественного образования как-то стёрлись?

– Мне кажется, вы не совсем правы. Да, мы живём в век визуальной культуры, она стала действительно массовой, и без побочных эффектов тут не обойтись: сняв селфи для соцсетей, барышня мнит себя фотографом, обработав его в фотошопе, – дизайнером. Но те ребята, работы которых я ежегодно рецензирую в Московском полиграфическом институте, который сейчас называется Академией печати, не только безумно талантливы, но и умны, трудолюбивы, целеустремлённы. Кстати, многие наши выпускники участвуют в разработке компьютерных игр и делают это на высоком художественном уровне. Они прекрасно работают как режиссёры. Компонуя крупные, средние и мелкие планы, владеют компьютерными программами, замечательно работают с текстами. Студентов по специальности «оформление печатной продукции» сейчас учат очень хорошо. И, как и во все времена, поступить в полиграф нелегко, конкурс очень высокий.

– Но студенты престижного вуза – в определённом смысле избранные, они уже прошли большой путь. А как привить стремление к художественному творчеству детям?

– Мытищам в этом плане повезло, у нас две специализированные художественные школы. Одну из них я в своё время окончила. Есть интересные студии, где талантливые художники-педагоги ведут занятия по авторским методикам. Сама я с прошлого года начала преподавать в Российской государственной детской библиотеке. Раз в неделю веду занятия по теме «Интерактивная книга», делаем книжки, в которых могут открываться окошки, двигаться разные элементы. Хочу сказать, что сегодня – что бы там ни говорили про поколения альфа, бета и тому подобное – есть огромное количество умных детей, которые хотят учиться, и умных родителей, понимающих ценность образования.

– Вы безусловный патриот родного города и внесли достаточно весомый вклад в то, чтобы Мытищи назывались культурной столицей Подмосковья. А чего для этого не хватает нашему городу?

– Вопрос непростой, поскольку само понятие «культура» очень многоплановое. Если продолжить тему художественного образования, то было бы вполне логичным и даже закономерным создать в Мытищах учреждение среднего профессионального образования, колледж или училище. У нас есть крепкая база для первого этапа обучения – художественные школы имени Кольченко и «Архимед», на нашей территории работает факультет изобразительного искусства и народных ремёсел областного университета. При этом ближайшее училище находится в Абрамцево. Это нелогично. А ещё очень хотелось бы оживить нашу городскую среду. В Мытищах сейчас появляются прекрасные пешеходные зоны, но они зачастую лишены индивидуальности и, скажем так, внутренней драматургии. Сейчас многие города идут по пути насыщения городской среды парковой скульптурой, так или иначе связанной с историей родного края, – а уж Мытищам есть о чём рассказать!

К 100-летию Мытищ в наших парковых зонах могли бы появиться скульптурные композиции, связанные со знаменитым чаепитием, с историей железных дорог и вагоностроительного завода, с поэтами и художниками, которые жили и работали в нашем городе. Было бы здорово, а уж талантливые скульпторы у нас найдутся!

Горбачева Анна Геннадьевна