Яндекс.Погода

суббота, 23 октября

облачно с прояснениями+9 °C

Как научить физиков читать?

01 февр. 2020 г., 17:35

Просмотры: 410


Когда 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку получает выпускник лингвистической гимназии, это безусловно похвально, но – ожидаемо. А вот если те же 100 баллов получает одиннадцатиклассник школы с физико-математическим уклоном, после которой дети поступают в Физтех, МИФИ и Бауманку, то мы задаём себе вопрос: что это, счастливая случайность? Чудо? В практике учителя русского языка и литературы мытищинской школы № 6 Ирины Приходько такие чудеса происходили неоднократно: 5 стобалльников за последние годы! Так что стечением обстоятельств это вряд ли можно объяснить. Равно как и стабильно высокие средние результаты на экзаменах по родному языку в классах, где преподаёт Ирина Владимировна. Под её руководством будущие физики блестяще декламируют лирические стихи, запоем читают классику, ставят спектакли, сообщает корреспондент газеты «Родники».

- Ирина Владимировна, всё-таки разделение на физиков и лириков существует?

- Так сложилось, что с технически одарёнными детьми мне пришлось работать с самого начала моей профессиональной деятельности. Впрочем, я убеждена, что какой-то односторонней одарённости не бывает, просто есть люди, от природы более склонные к логике или к образному мышлению. У меня уже 30 лет педагогического стажа – я закончила МГОУ имени Крупской, когда он был ещё Московским областным педагогическим институтом. На рубеже 80х и 90х вернулась в свою родную школу № 15, уже преподавателем русского языка и литературы. Девяностые справедливо называют лихими, но в стремительно меняющейся стране открывался небывалый простор для педагогического творчества и эксперимента, для преобразований, которые легли в основу сегодняшних образовательных стандартов.

- И молодой педагог Ирина Приходько, конечно, не осталась в стороне от экспериментов и преобразований?

- Буквально через три года моей работы в пятнадцатой школе тогдашний директор Надежда Ивановна Федулова предложила мне стать завучем по научно-методической работе, и мы вместе начали работу, которая в итоге привела к преобразованию нашей школы в лицей. У нас была очень хорошая команда единомышленников, педагогов, по-настоящему преданных своей профессии и заинтересованных в повышении качества образования. Пятнадцатая школа всегда была «краснознамённой», надо было сделать так, чтобы на новом этапе она сохранила лидирующие позиции, чтобы наши ребята выходили из школьных стен успешными, конкурентоспособными и всесторонне развитыми людьми. А в шестую школу я перешла по вполне прозаическим соображениям – ближе было добираться до работы, но определённую роль в этом сыграла и блестящий педагог, руководитель городской математической школы «Интеллект» Татьяна Эдгаровна Останькевич. Наверное, что-то такое она во мне разглядела, поняла, что я смогу научить её юных математических гениев грамотно писать, читать правильные книжки и точно, последовательно излагать свои мысли.

- В школе № 6 вы преподаёте в профильных физико-математических классах: есть ли у ваших воспитанников сложности в освоении гуманитарных дисциплин?

- Я столкнулась с тем, что ребята в большинстве своём – визуалы. То есть, они легко воспринимают информацию с листа или с экрана, и гораздо сложнее – со слуха. Эта тенденция характерна для всего нынешнего поколения школьников, но у физиков и математиков она выражена наиболее ярко. Ребята склонны мыслить логически, а сфера образного мышления, свойственная филологии, развита в меньшей степени. Я заметила, что многим ребятам часто легче ответить письменно, чем выйти к доске и рассказать что-то классу. Моя задача как учителя литературы –развить не только навыки устной речи, но и умение работать в диалоге.

- А это возможно – научить человека общаться, делиться информацией, сотрудничать?

- Конечно! Проектная деятельность на уроках даёт прекрасные результаты, важно только найти правильный формат, чтобы ребятам было интересно, и чтобы каждый член команды мог найти применение своим способностям, почувствовать себя востребованным и незаменимым. Коллективные проекты помогают познать себя: лидер ты или ведомый, или, в зависимости от ситуации можешь эффективно работать как руководитель или исполнитель. Именно так и получается в наших проектах «Путешествие с литературным героем», который мы практикуем с 5 по 11 класс. Пишем эссе, делаем книжки-раскладушки, по структуре напоминающие комиксы. Для визуала – естественный путь от изображения к тексту.

- Вы всё это показываете только на уроках?

- Рабочие проекты – да, но есть ещё и большие коллективные работы. Тогда мы выходим на ребят из параллельного класса, на учителей и родителей, на малышей. Примером может служить литературно-музыкальная гостиная, которую мы сделали в прошлом году с ребятами из 11 класса. Подготовили литературно-музыкальную композицию «Волшебный мир сонетов» по произведениям европейских средневековых авторов. Плюс «Маленькие трагедии» Пушкина. Вы не представляете, как они играли! Лёша Коврижкин в роли священника просто блистал, Настя Обухова, спела а капелла арию Мэри из «Пира во время чумы» так, что мурашки по коже бежали у слушателей. А были ещё «Собака на сене» Лопе де Вега, «Щелкунчик» Гофмана…

- Что всё это даёт во взрослой жизни – ведь большинство из ваших воспитанников станут студентами физмата МГУ, Бауманки, МАИ?

- Проектная работа позволяет будущим студентам спокойно войти в ритм работы в вузе. Об этом говорят практически все наши выпускники. Они не теряют связи со школой, звонят, приезжают. Остаётся школьное братство, выросшее «под сенью дружных муз».

Горбачева Анна Геннадьевна

Обсудить тему

Введите символы с картинки*