Мытищи. Новости

Яндекс.Погода

пятница, 25 мая

ясно+13 °C

Онлайн трансляция

Единая культура: работа над ошибками

13 июля 2015 г., 6:21

Просмотры: 92


На депутатской комиссии по культуре районного Совета депутатов рассмотрены вопросы о подготовке музыкальных школ к новому учебному году и перспективах развития культуры в Мытищинском районе.

На депутатской комиссии по культуре районного Совета депутатов рассмотрены вопросы о подготовке музыкальных школ к новому учебному году и перспективах развития культуры в Мытищинском районе.

В культуре не бывает частностей. Доказательством этому может служить дискуссия, которая имела место на июньском заседании профильной депутатской комиссии. От сугубо конкретных проблем, связанных с подготовкой к учебному году мытищинских музыкальных школ, перешли к наболевшему вопросу об обеспеченности жителей района учреждениями культуры.

Почему наболевшему? Да потому, что при очевидных достижениях, при многочисленных победах наших юных талантов на престижных конкурсах, при кажущемся изобилии и разнообразии учреждений дополнительного образования мы по некоторым позициям не дотягиваем даже до норматива.

Высока инвестиционная привлекательность нашего района для строительства жилья, приманивать застройщиков не приходится – сами рвутся. А вот для того, чтобы развивать социальную инфраструктуру, необходимы политическая воля, изобретательность и объединённые усилия всех, кто в этом заинтересован.

Председатель профильной депутатской комиссии, народный артист России Станислав Железкин с изрядной горечью говорил о том, что за последние восемь лет в районе с богатейшими культурными традициями не было открыто ни одного крупного объекта культуры! Последнюю церемониальную ленточку перерезали в 2007 году, когда торжественно открывали картинную галерею. И происходит это не из-за дефицита интересных проектов. Так почему же?

Станислав Железкин ответил на этот вопрос в контексте грядущих перемен. Перспективы развития культуры на территории района прямо зависят от тех решений, которые будут приняты в рамках административной реформы. Преобразование муниципального района в единый городской округ сметёт искусственно созданные границы в сфере культуры, но…

– Но мы должны чётко осознать, чего мы ждём от перемен, – считает Станислав Железкин. – Понять, для чего мы объединяемся и что нужно сделать, чтобы перемены сработали только в плюс. Необходима работа над ошибками, ясное понимание того, какие плюсы и минусы принесло нам в своё время разделение полномочий в сфере культуры между двумя уровнями муниципальной власти. Без этого объединение не даст ожидаемого позитивного эффекта.

На мой взгляд, минусов было больше, чем плюсов. Я считал разделение искусственным на начальном этапе реформы, считаю так и сейчас. И мнения своего никогда не скрывал. Есть территория с единой культурой. Попытка расчленить её на изолированные составляющие кажется по меньшей мере странной. Управление отраслью должно было остаться в одних руках, даже при условии разделения полномочий на два уровня власти.

Приведу конкретный пример. В рамках исполнения 131-го федерального закона библиотечный коллектор оставили на уровне района, а сами библиотеки отдали поселениям. Это, мягко говоря, странное решение создало абсурдную ситуацию, достойно выйти из которой удалось только благодаря доброй воле и профессионализму руководителей на местах.

Очевидно, авторам базового закона следовало бы ещё на стадии проекта прислушаться к мнению людей, судьбы которых они решают одним росчерком пера, одной строкой в тексте Закона. Идеология первого этапа муниципальной реформы состояла в том, чтобы приблизить власть к народу. Это теория. А на практике сумятица девяти лет показала, что жители так и не смогли сориентироваться в том, кому принадлежат дороги, инженерные сети, земля, на которой они живут. И непонятно, куда податься со своей «челобитной».

Финансирование культуры с учётом разделения на полномочия не создало возможности открыть на территории Мытищинского района хотя бы один крупный объект культуры. Между тем до этого, даже в трудные времена (а когда они бывают лёгкими?) мы ежегодно открывали реконструированный театр, школу искусств или художественную школу.

Раздробление финансирования культуры привело к откровенно нелепым ситуациям в сфере эксплуатации объектов. В центре города три фонтана, а обслуживается только два. Фонтан во дворе театра «Огниво» город при всём желании не имеет права эксплуатировать, потому что это будет нецелевое расходование средств! Нарушение 131-го закона!

Все коммуникации и специалисты находятся в одном муниципальном образовании, а сам театр – в другом…

Объекты социальной сферы, в том числе, учреждения культуры, представляют собой инфраструктуру города, систему кровообращения, которая делает его живым и развивающимся организмом. Но в изоляции от других систем организма нормального кровообращения обеспечить нельзя.

В рамках 131-го закона расходы, необходимые на развитие социальной сферы, были несопоставимы с доходной частью бюджетов муниципальных районов. Это была системная ошибка. Сегодня пришло время оценить материальный и моральный ущерб от последствий этой ошибки, извлечь духовный и нравственный урок, чтобы учесть его при реализации инициативы главы Мытищинского района Виктора Сергеевича Азарова о создании в границах района городского округа.

Времени мало, работы много. По прогнозу оптимизация должна принести около 300 миллионов рублей в год только за счёт сокращения административного аппарата. Да, это процесс болезненный, ни в коем случае нельзя идти по головам и потерять отличных специалистов только ради количественных показателей. Но вдумайтесь! 300 миллионов – это в полтора раза больше, чем выделялось на содержание всей сферы культуры!

Народ должен почувствовать, что власть в одних руках, что есть руководитель, который несёт полную ответственность за работу своей команды. Что есть один, полностью прозрачный бюджет, где каждый человек, даже не имеющий финансового образования, сможет проследить, откуда берутся доходы и куда тратятся общие средства. И оценить правильность решений, принятых всенародно избранным главой и депутатами.

Это цель, к которой мы должны стремиться, если в сегодняшней ситуации хотим сохранить за собой позиции района-лидера. Района, который при дальнейшем укрупнении (а такой вариант развития реформы не исключён, и даже весьма вероятен) сможет претендовать на роль административного центра, а не присоединяемой кому-то территории.

Анна ГОРБАЧЁВА

Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА