Мытищи. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 20 сентября

ясно+22 °C

Онлайн трансляция

Есть ли выход из «Лабиринта»?

18 авг. 2014 г., 8:19

Просмотры: 139


Этот туроператор и шесть других за каких-то полтора месяца устроили в разгар сезона настоящий обвал на туристическом рынке. Пострадавших в той или иной степени -  десятки тысяч. Следственный комитет уже возбудил пять уголовных дел. 

Министр культуры России Владимир Мединский заявил, что туристический рынок был на сто процентов свободен от контроля, «как об этом мечтал Егор Тимурович Гайдар». Мечтал Гайдар или нет, но, по мнению туристов, нести ответственность должны и чиновники, имевшие отношение к сфере туризма.

Прояснить ситуацию «Родники» попросили руководителя туристической компании «ТК «Вояж» Михаила Токарева.

В туризме он работает уже 14 лет, кроме того в настоящее время является членом Совета по туризму при главе Мытищинского района и председателем Комиссии по сохранению исторических ценностей, развитию туризма и культуры Мытищинской Общественной палаты.

- Михаил Викторович, вероятно, следует напомнить мытищинцам, как вообще функционирует рынок и распределяется ответственность между его игроками…

- Туристический продукт создаёт туроператор: отель, билет на самолёт, страховка. Именно он заключает договора с отелями по всему миру, с авиакомпаниями или иными перевозчиками. Сформированный им турпакет выводится на рынок для розничной реализации туристическими агентствами.

О турагентствах… Их сейчас в Мытищах порядка ста пятидесяти. Насколько качественно они могут работать, если грамотных менеджеров у нас, по моим подсчётам не более тридцати? Остальные – люди случайные.

Приходя в агентство, вы имеете дело с менеджером, который должен досконально знать продукт оператора. Где находится выбранный вами отель, каковы условия проживания в нём, даже какова политическая и санитарно-эпидемиологическая обстановка в данном регионе. Даже небольшое турагентство с двумя-тремя менеджерами должны обладать серьёзным знанием предмета.

- Сегодняшняя обвальная ситуация в том или ином виде возникала и раньше: в разгар сезоны оператор вдруг заявляет: денег нет, работать не могу. Для меня остаётся загадкой, как «Оренбургские авиалинии» с долгом более 1,5 млрд рублей продолжали возить туристов?

- Накопилось 200 тысяч – уже должен быть от перевозчика тревожный звонок. В целом же нам сложно пока судить, что конкретно произошло, правоохранительные органы точку ещё не поставили ни по «Лабиринту», ни по другим операторам.

Если посмотреть на первопричину, на мой взгляд, нельзя было отменять лицензирование туристической деятельности. Когда это произошло, на рынок хлынул поток непрофессионалов.

Да, говорили, лицензию можно было просто купить, но и в этом случае соискатель представлял полный пакет документов, то есть было ясно, что за люди собираются заниматься туристической деятельностью – учредители и директоры, вот их паспорта и дипломы, подтверждающие профессиональную пригодность. Информация – проверялась.

- Теперь вместо лицензии – финансовые гарантии.

- К сожалению, даже крупный туроператор компания не может «выдернуть» из оборота 10 млн рублей в свой гарантийный фонд. И эти фингарантии стали для них оформлять страховые компании, тогда как оператор оплачивал небольшой процент от своего оборота.

Более того, туроператоры стали открывать свои «карманные» страховые компании, оказывается, это легко сделать, не имея особых финансовых средств. Такая схема была использована, например, туроператором «Капитал-Тур». И когда он в 2010 году приостановил деятельность, ни один пострадавший турист не получил ни копейки. Что будет а этот раз с клиентами «Невы» и «Лабиринта», сказать пока сложно.

- Ваши туристы от их деятельности пострадали?

- Думаю, не только наши, с этими компаниями работали все агентства. Наших пострадавших – около десяти человек, хотя с «Лабиринтом» мы нормально проработали около восьми лет.

Главное сейчас для туристов никуда не бежать, а действовать в рамках законодательства. По закону ответственность за неисполнение своих обязательств несёт туроператор: статья 9 Федерльного закона «О туристической деятельности».

Мы, конечно, тоже не можем остаться в стороне и помогает нашим пострадавшим собирать необходимые документы. В нашем агентстве для этого выделен специальный человек. Ситуации разные: кто-то не смог улететь, кого-то уже на отдыхе выселяли из отеля или требовали повторной оплаты.

- А откуда я могу знать, оплачен мой номер или нет?

- Вопрос сложный, и вряд ли вам удастся его самостоятельно выяснить. В любом случае, если вы что-то оплачиваете самостоятельно, нужно требовать подтверждающий документ, чтобы затем потребовать возмещение затрат с туроператора.

Что мы будем иметь от финансовых гарантий на это раз, пока не ясно. «Лабиринт» имеет сейчас 120 млн рублей фингарантий, а исковых претензий уже подано на сумму в три раза больше. Следовательно, вернуть свои деньги можно будет только в  процентном соотношении от стоимости путёвки.

Владимир ИЛЬИЦКИЙ

Фото автора