Мытищи. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 24 сентября

дождь+9 °C

Онлайн трансляция

Герои Отечества. Война и мир Александра Климова

07 дек. 2016 г., 14:10

Просмотры: 342


19 сентября 2017 года исполнится 110 лет со дня полёта первого геликотера братьев Браге. Впрочем, скорее надо говорить о первом отрыве от земли первого вертолётного прототипа. Но и сегодня «первый отрыв» новой машины – серьёзное событие.

В декабре 2017-го Московский вертолётный завод им. М.Л. Миля – фирма всемирно известная своими винтокрылыми машинами – отметит 70-летие. В Мытищах живёт человек, имеющий самое прямое отношение к этим эпохальным событиям – Герой России, заслуженный лётчик-испытатель, боевой лётчик-орденоносец Александр Климов.

9 декабря в День героев Отечества, Александра Михайловича, как и других героев-мытищинцев, планирует поздравить глава городского округа Мытищи Виктор Азаров. Сам Климов в разговоре с корреспондентом «Родников» эту информацию подтвердил.

В 2010 году вышла в свет «антологическая» книга «Испытатели вертолётов» Владимира Доброхотова, бывшего вертолётчика, ставшего заместителем начальника авиации Ракетных войск стратегического назначения. Если по представленной в ней обширной фактологии подсчитать, кто из испытателей вертолётов лидирует по числу «освоенных» и испытанных машин, Александр Климов, вероятно, окажется в числе лидеров. а то и вообще первым. Меня, танкиста по основной специальности, удивила такая, например, испытанная им машина, как вертолёт – заправщик танков!

В лётно-испытательном комплексе (ЛИК) МВЗ им. М.Л. Миля Климов прошёл все ступени служебной лестницы и сегодня он, шеф-пилот фирмы, то есть старший-лётчик-испытатель, возглавляет службу лётного обеспечения. За его плечами – война в Афганистане, где только в течение одного дня его сбивали три раза. Но, как мне рассказывал Климов, «все три раза на продырявленном, как решето, Ми-8, я выходил из-под огня и нормально садился. Пересаживался на другую машину. Нужно было выполнить задачу — помочь разведгруппе, попавшей в критическое положение. Или вытащить ребят оттуда или оказать им поддержку».

С войны он вернулся с орденами «Красной Звезды и «Красного Знамени», а Золотую звезду Героя России президент Владимир Путин вручил ему за мужество и героизм, проявленный при испытаниях авиационной техники. Действительно, новые машины тоже порой серьёзно ломались в воздухе – вплоть до того, что в полёте разрушалась кабина, но лётчик всегда грамотно выходил из этой ситуации и спасал драгоценный опытный образец. Рассказывал мне Климов и о том, как он «треснулся» при жёсткой посадке на испытаниях вертолёта Ми-28Н «Ночной охотник» в алжирской Сахаре.

На днях Александр Михайлович поделился с «Родниками» информацией об испытаниях модернизированного «Ночного охотника» - Ми-28НМ (ОКР «Аангард-3»). Пресса уже пишет о том, что из просто «охотника» эта машина превратилась в практически неуязвимого «суперохотника».

Климов же обратил внимание на то, что кроме значительного повышения живучести вертолёта, он оснащён абсолютно новым ракетным вооружением. Ми-28НМ может работать в связке с дронами-разведчиками, и на основании их оперативной информации бить противника на земле и воздухе, не входя в зону действия его локаторов.

Александр Михайлович, при всей своей внешней неброскости, является ярким представителем советской школы лётчиков-испытателей, которые «пока глаза видят землю, а рука держит штурвал», сохраняют твёрдость и присутствие духа в любой обстановке. А сегодня – это существенно – земли может быть и вовсе не видно.

Естественно, в разговоре мы не могли не упомянуть события в Сирии, где на машинах, поднятых в небо Климовым, Ми-35М и Ми-28Н «Ночной охотник» воюют лётчики росийских ВКС. «По нашим сведениям, - сказал Александр Михайлович, - ребята этими машинами довольны. Действуют они очень эффективно».

Владимир ИЛЬИЦКИЙ

Фото автора