Метровагонстрой – от «А» до… «Москвы»

24 августа 2022, 11:31

Метровагонстрой – от «А» до… «Москвы»

Сегодня мытищинское АО «Метровагонмаш» входит в состав «Трансмашхолдинга» (ТМХ) и является одним из основных предприятий в истории становления транспортного машиностроения в России.
Транспарант на старом фото призывает работников Мытищинского вагоностроительного завода ударно потрудиться в «стахановском» 1936 году, создать изобилие продукции и увеличить богатство советской страны. Этой установке коллектив АО «Метровагонмаш», недавно отметивший 125-летие предприятия, следует по сей день: создаёт изобилие и поднимает престиж Отечества.
Сегодня мытищинское АО «Метровагонмаш» входит в состав «Трансмашхолдинга» (ТМХ) и является одним из основных предприятий в истории становления транспортного машиностроения в России.
Более 10 тысяч вагонов метро построено в Мытищах для метрополитенов разных городов мира
А начиналось всё в мае далёкого 1933 года, когда руководство завода издало приказ о начале работ по вагонам метро. Вначале предстояло ударно потрудиться инженерам, чтобы адаптировать для России прототип вагона из Нью-Йорка, который поступил в эксплуатацию в 1932 году. Тщательно изучив проект американского вагона, конструкторы завода разработали собственную модель. И уже с 1 июля коллектив автогенного цеха приступил к сварке тележек и кондукторов для этих вагонов. В мае 1934 года первые вагоны были изготовлены.
Современники привыкли к тому, что у вагонов метро есть имена собственные: самые красивые и удобные называются «Москва», их делают у нас в Мытищах, чем мы по праву гордимся. А вот первые вагоны метро имели буквенные обозначения: А, Б, В, Г, Д, Е, Еж и Ем. В 1970-е годы с буквенных обозначений перешли на цифровые: этим объясняется тот факт, что некоторые типы вагонов величают «номерными». К концу прошлого века инновационным разработкам стали присваивать звучные имена.
Первые 40 вагонов метро типа «А» Мытищинский вагоностроительный завод выпустил в январе 1935 года, а 15 мая открылась первая линия московского метро – Сокольническая. На момент запуска она насчитывала 13 станций, имела протяженность 11,2 км и шла от станции «Сокольники» до станции «Охотный Ряд» с ответвлением на «Парк культуры» и «Смоленскую». Метровагоны, изготовленные на мытищинском заводе, впервые в практике отечественного вагоностроения были цельнометаллическими, сварной конструкции. К началу регулярного движения город получил 58 вагонов серии «А». В каждом из них были мягкие диваны с кожаной обивкой – всего 52 сидячих места. В общей сложности вагон вмещал около 260 человек. Вагоны первого типа «А» имели высокую надежность. Вагоны типа «А» и «Б» выпуска 1934–1939 годов проработали на Московском метрополитене почти сорок лет. Именно их мы видим на старом снимке.
Первой инновационной моделью, получившей имя собственное, стала «Яуза». В марте 1987 года трудовой коллектив избрал нового генерального директора объединения. Им стал Юрий Александрович Гулько, чьё имя сегодня носит один из микрорайонов Мытищ.
Новый директор развернул большую работу по созданию вагонов метро нового поколения, организовал для этого строительство современных производственных корпусов. В 1993 году завод продемонстрировал новую модель метровагона «Яуза» – скоростную, с плавным ходом и системой кондиционирования. Потом были «Русич», «Ока» и, наконец, «Москва» – модель, удостоенная целого ряда престижных премий.
В 2017 году по заказу Московского метрополитена «Метровагонмаш» запустил в серийное производство вагоны модели «Москва», а в октябре 2020 года на Кольцевую линию Московского метрополитена вышел первый состав ещё более совершенных поездов метро «Москва-2020». Их ключевыми особенностями стали возможность прохода пассажиров через весь салон, значительно улучшенный салон поезда и эксплуатационные характеристики, расширенные двери и снижение уровня шума. Модель была представлена и в экспортном варианте. Вагоны поставлялись для Московского, Казанского, Бакинского и Ташкентского метрополитенов.
Вагоны метро, выпущенные мытищинским заводом, ежедневно перевозят более 16 миллионов пассажиров в 19 метрополитенах 11 стран мира

КСТАТИ

Отреставрированные метровагоны прошлых лет скоро можно будет увидеть в музее. Постоянная музейная экспозиция откроется в старом промышленном здании, которое является памятником архитектуры советского авангарда – гараже Мельникова на Новорязанской улице, 27. Об этом сообщает пресс-служба Музея транспорта. Уже с 2023 года здесь разместится коллекция техники, самые внушительные по размерам натурные экспонаты – вагоны метро установят на минус первом этаже, который будет целиком посвящён Московскому метрополитену.