Яндекс.Погода

суббота, 1 октября

небольшой дождь+14 °C

По маршруту первой электрички

24 авг. 2022 г., 15:02

Просмотры: 477


Дощатый настил на платформе, деревянное кружево ограждений, нарядный павильон с билетными кассами – так выглядела станция Тайнинская в 1928 году.

Платформа Тайнинская (направление на Москву), 1928 год

Дощатый настил на платформе, деревянное кружево ограждений, нарядный павильон с билетными кассами – так выглядела станция Тайнинская в 1928 году. Выглядела очень… современно! Увидев такое сегодня, туристы сразу схватились бы за смартфоны, чтобы запечатлеть это чудо экоархитектуры. Но для привычной нашему глазу картинки не хватает очень важной детали – высоковольтных проводов на мощных опорах. Снимок сделан всего за год до события не менее эпохального, чем открытие московского метро: в августе 1929 года по маршруту Москва – Мытищи прошла первая в России электричка.

Пожалуй, все самые важные для развития нашего округа события, связанные с железной дорогой, происходили в августе. 18 (30) августа 1862 года была торжественно открыта Московско-Троицкая железная дорога – железнодорожная магистраль от Москвы до Сергиева Посада (почти 66 вёрст). В Мытищах был построен деревянный вокзал, который в 1896 году сменил шедевр архитектора Льва Кекушева.

В этот период началось бурное развитие дачных посёлков по Ярославскому направлению железной дороги. В 1897 году для обслуживания дачной местности появилась Платформа Тайницкая – так тогда называлась нынешняя Тайнинка. Вполне возможно, что высоковольтные провода могли уже через два десятилетия стать частью пейзажа средней полосы, но… помешала Первая мировая война. Первые проекты электрификации пригородных участков железных дорог предлагались ещё в Российской империи. Например, к 1915 году ожидался запуск электропоезда по 66-километровой электрической линии, которая по задумке инженеров должна была связать Санкт-Петербург со Стрельной, Петергофом и Ораниенбаумом.

В конце 1920-х годов практически вся дачная местность от Бабушкина до Пушкино превратилась в рабочее предместье Москвы. Ездили в столицу по железной дороге с паровыми локомотивами. Это требовало отцепки паровоза на конечной станции, отгонки в депо, разворота на круге, заправки водой. Да и сама конструкция паровоза не позволяла осуществлять частые резкие разгоны и торможения, необходимые для эффективной работы пригородных линий.

Электрификация участка Москва – Мытищи Северных дорог (ныне Ярославской железной дороги) длиной 17,8 километра началась в 1927-го и закончена в июле 1929 года. Пилотная ветка протяжённостью 18 км соединила Ярославский вокзал с Мытищами – как и сегодня, это было одно из самых востребованных, а потому проблемных направлений. С 3 августа 1929 года открыто пробное движение пригородных моторвагонных электросекций, а с 1 октября 1929 года электропоезда начали эксплуатироваться по графику.

КСТАТИ

Маршрут Москва – Мытищи был электрифицирован первым в России, а за три года до этого в Азербайджане, входившем в состав СССР, запустили электричку, связавшую Баку с нефтеносными промыслами Сабунчи и Сураханы. Электропоезда для первой электрифицированной железной дороги в СССР были построены Мытищинским вагоностроительным заводом в 1926 году.

В подвижной состав первой подмосковной электрички вошли три вагона – моторный и два прицепных, в одном из которых было устроено багажное отделение. Первые советские электрички серии Св собирались на Мытищинском машиностроительном заводе и состояли из трёх вагонов. Буква «С» обозначала тип вагона – для Северной железной дороги, «в» – электрооборудование фирмы «Виккерс».

Интересно, что вагоны довоенных электропоездов не были полностью металлическими, как сейчас. Крышу делали из окрашенного брезента на деревянном каркасе, а цветовая гамма была очень нарядной. Нижняя часть вагона до подоконников – ярко-вишнёвая, верхняя часть – светло-серая, крыша – тёмно-серая, а токоприёмники и крышевое оборудование – красные.

Начиная с 1940 года электросекции стали красить в привычный зелёный цвет – это было связано с подготовкой к войне и предполагаемым использованием вагонов при эвакуации населения. А в течение первых лет Великой Отечественной войны на участке Москва – Мытищи вновь на некоторое время появились паровозы, не зависящие от бесперебойной подачи электроэнергии: железную дорогу нещадно бомбили. С сентября 1941-го по сентябрь 1943 года на объекты Ярославской железной дороги вражеской авиацией было совершено 240 налётов.

В коллекции музея железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге, филиала музея Октябрьской железной дороги, сохранился прицепной вагон электропоезда, построенный в 1932 году Мытищинским вагоностроительным заводом, единственный из самых первых вагонов электропоездов. И он действительно работал на линии Москва-Ярославская – Мытищи.

Обсудить тему

Введите символы с картинки*