Отмечается 175-летие со дня рождения художника Василия Сурикова, создававшего свои шедевры в Мытищах | Родники
Фотосъемка: Юрий Зуйков

Эксклюзив

Отмечается 175-летие со дня рождения художника Василия Сурикова, создававшего свои шедевры в Мытищах


Мимо голубой колокольни Владимирской церкви по Ярославскому шоссе проносятся машины, а напротив нее, на возвышении, стоит бронзовая фигура странника с посохом, обращённая лицом на север, в сторону Троице-Сергиевой лавры. Таким я представляю себе наш будущий памятник Василию Сурикову, который весной и летом 1885 года работал в Мытищах над этюдами и эскизами «Боярыни Морозовой».

Это монументальное полотно размером почти 3 на 6 метров стало вершиной творчества великого русского художника, основоположника исторического реализма в живописи.

Художника особенно интересовала Петровская эпоха: его современники-историки сравнивали реформы Петра I, со дня рождения которого исполнилось тогда 200 лет, и преобразования Александра II, отменившего крепостное право. «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» составили трилогию произведений, охвативших период около шестидесяти лет, почти совпадающий с годами жизни Петра I. Для сюжетов своих картин художник выбирал переломные, героические, часто страшные сюжеты, раскрывая историю России как череду трагических столкновений.

Это было жестокое и кровавое  время. Церковная реформа Никона во времена правления Алексея Михайловича, отца Петра I, была не менее значительной, чем петровские деяния, а вызванный этой реформой раскол и жестокое его подавление — такими же ужасными, как казни и пытки европейских инквизиторов. В то время реформа давно назрела и была вызвана в том числе интеграцией левобережной Украины.

Художником, жившим в двух временах, могучим «воскрешателем» прошлого называли Сурикова за его природный дар художественного видения, способность явственно представить, как могли происходить исторические события на самом деле. Всех персонажей Суриков писал с натуры. Реалистичность, историческая правдивость картин достигалась кропотливой работой, тщательным подбором натурщиков, наиболее точно отражавших задуманные художником образы. «На следующей передвижной выставке увидали мы выставленную в отдельной комнате „Боярыню Морозову“. И поняли, зачем Василию Ивановичу понадобились все эти оригинальные, сильные, а иногда даже страшные лица, которые он нам показывал в этюдах летом, когда мы, катаясь, заезжали к ним в Мытищи», — вспоминала дочь Павла Третьякова Вера Зилоти. В лицах героев суриковских картин передана особая красота и духовность русского человека — вера и верность, мужество, стойкость, самоотверженность, готовность к подвигу, сострадание, способность сопереживать, размышлять и сомневаться.

Село Большие Мытищи привлекло Сурикова своей старинной церковью, бревенчатыми домами, сложенными из отшлифованных стволов вековой лиственницы, напоминавшими ему родной дом в Красноярске, а главное, людьми, которые жили здесь или проходили мимо по Троицкой дороге — Ярославскому шоссе. В нашем древнем тихом намоленном селе черпал художник своё вдохновение. Немаловажным для Сурикова было и то, что отсюда он легко мог добраться до своей московской квартиры на Долгоруковской улице (дом не сохранился, место соответствует современному выходу из метро «Менделеевская»), где находился огромный холст картины, и до обители старообрядок на Преображенском кладбище. Проживая в Мытищах, Суриковы бывали в гостях у Третьяковых в Куракино и у Мамонтовых в Абрамцево. Художник ценил не только профессиональное общение с коллегами по цеху, но и возможность участия в культурной жизни столицы — музыкальные вечера, домашний театр, опера и другое.

Сопоставив письма Сурикова и воспоминания его современников — Максимилиана Волошина, Веры Зилоти, Сергея Глаголя, можно довольно точно определить место, где жили Суриковы в Мытищах, — это северо-восточная окраина села Большие Мытищи, дом непосредственно у шоссе. К сожалению, тот самый дом и другие рядом, отмеченные на старинных картах, не уцелели. Много времени прошло с тех пор, да и во время реконструкций Ярославского шоссе дома попали под снос. Дорога и сейчас проходит в том же месте, где была сотни лет назад, она лишь стала шире. Там, где когда-то стоял с мольбертом и делал наброски проходивших по дороге людей художник, теперь проносятся современные автомобили. Под описание «последний домик с краю» подходили несколько бывших строений, обозначенных на старинных картах, на месте которых сейчас расположен участок Ярославского шоссе напротив предприятия быстрого питания «Вкусно — и точка».